Закон об общественном контроле доработают в формате Открытого правительства
На площадке Открытого правительства пройдёт широкое обсуждение предложений по доработке и дополнению закона об общественном контроле, принятого в 2014 году. С просьбой организовать такую работу к министру РФ Михаилу Абызову обратилась спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко в ходе состоявшегося 5 декабря заседания Совета при председателе Совета Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества. Министр согласился обеспечить координацию обсуждения, кроме того, он выступил с предложением увеличить финансирование некоммерческих организаций и выделять гранты НКО, занимающимся контролем госрасходов.  

О необходимости доработки закона об основах общественного контроля говорили многие участники заседания. По словам Валентины Матвиенко, заложенные в нём возможности пока в полной мере не реализованы. Она подчеркнула, что общественные обсуждения и экспертизы стратегических документов стали традиционными и помогают эффективно вносить корректировки в нормативно-правовые акты.  

Сейчас, по словам министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова, несмотря на предоставляемые исполнительной властью возможности, некоммерческий сектор недостаточно активно участвует в жизни государства. Об этом свидетельствуют и конкурсы в обновлённые общественные советы при министерствах и ведомствах: некоммерческие организации в ряде случаев выдвинули крайне мало кандидатов. Причина, по мнению министра, в том, что на сегодняшний день органы власти напрямую не обязаны как-либо реагировать на результаты общественного контроля.  

«В итоге та энергия, которая формируется в общественном секторе, утыкается в вакуум: услышать, но не отреагировать. Люди разочаровываются, потому что не видят обратной связи, не знают, насколько их замечания были учтены. Если мы говорим о доработке закона и подзаконных актов, чтобы сделать общественный контроль более эффективным, наверное, надо задуматься над тем, чтобы напрямую обязать органы государственной власти в определённом формате реагировать на результаты общественного контроля, хотя бы на уровне общественных советов и общественных организаций, которые работают на уровне уполномоченных по правам человека, уполномоченных по правам предпринимателей», — сказал Михаил Абызов. 

Если такая обратная связь станет обязательной, то готовность общественного сектора участвовать в общественном контроле кратно возрастёт, уверен министр.  

Для должностных лиц необходимо предусмотреть санкции за игнорирование результатов общественного контроля, считает член Общественной палаты Иосиф Дискин. Норма без санкций мертва, поэтому в первую очередь соответствующие поправки нужно вносить в КоАП. 

Существующая законодательная база, мягко говоря, неудовлетворительна, но и сам закон нуждается в поправках, полагает председатель Совета при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов. Он обратил внимание на отсутствие в законе какой-либо связи с Конституцией РФ. 

«Общественный контроль — это одно из следствий права гражданина на участие в управлении делами государства. Если не связать Конституцию через закон об общественном контроле с законом об Общественной палате, то с точки зрения конституционного права её статус определить невозможно. Если мы пропишем эту связь, мы таким образом замкнём юридическую цепь», — считает он. 

Для доработки закона решено возобновить деятельность специальной рабочей группы. 

«Я прошу ваши предложения по корректировке этого закона направить Михаилу Анатольевичу (Абызову), и они будут рассмотрены в рабочей группе… Главный дежурный по стране за общественное обсуждение всех законопроектов — Михаил Анатольевич Абызов. Он, по-моему, понимает эту ситуацию, внёс разумные предложения, давайте будем в таком ключе работать», — отметила Валентина Матвиенко. 

Михаил Абызов подчеркнул необходимость введения специальной процедуры общественного обсуждения общественно значимых нормативно-правовых актов. Действующий сейчас портал regulation.gov.ru, на котором ведомства обязаны публиковать разрабатываемые ими документы, является, по его словам, скорее доской объявлений. На нём обсуждается более 13 тыс. документов, лишь немногие из них набирают там более 50 просмотров и более 10 замечаний. Общественно значимые проекты документов должны обсуждаться в другом формате, у каждого ведомства их должно быть не более 3–5 в год. 

Большую работу предстоит провести не только в части совершенствования процедур, но и в части совершенствования институтов, считает Михаил Абызов. Он напомнил, что в послании Президента Федеральному Собранию большое внимание было уделено развитию социально ориентированных некоммерческих организаций и их привлечению к реализации государственных услуг. Власти регионов будут неохотно выделять квоты социально ориентированным НКО на предоставление государственных услуг, опасается министр. Он обратился к членам Совета Федерации с просьбой «дать дополнительный импульс и обеспечить контроль за тем, чтобы регионы действительно помогали развивать этот вид активности некоммерческих организаций». 

Валентина Матвиенко, в свою очередь, заявила, что «категорически поддерживает» предложение Президента о передаче большой части социальных услуг в некоммерческий сектор. В эффективности такого подхода она убедилась на собственном управленческом опыте.  

«Когда я была губернатором Санкт-Петербурга, такие важнейшие направления, как тревожная кнопка, обслуживание пожилых людей на дому, социальное такси и целый ряд других мы передали некоммерческому сектору, во-первых, это была экономия государственных средств, а во-вторых, эффективность оказания этих услуг оказалась выше, чем бюджетными казенными предприятиями», — сказала спикер Совета Федерации.  

Михаил Абызов призвал выстраивать с НКО партнёрские, а не начальнические отношения, и тогда 2017 год сможет стать годом развития социально ориентированных НКО в России. 

Финансирование некоммерческих организаций, по мнению Михаила Абызова, нужно серьёзно увеличивать: средств, которые выделяются сейчас НКО, недостаточно. 

«При первых же возможностях бюджета нам необходимо в разы увеличить финансирование в виде грантов некоммерческому сектору. Это вопрос высшей государственной власти — определять мощные инструменты поддержки. Сегодня этот сектор достаточно подготовлен для активной работы с государством. Нам необходимо довести уровень финансирования некоммерческого сектора до 10 млрд рублей в год. В том числе на поддержку тех некоммерческих организаций, которые активно привлекают средства в фонды из коммерческого сектора и пожертвований граждан», — отметил Михаил Абызов.  

Большой потенциал некоммерческих организаций, по мнению министра, лежит в части общественного контроля за расходами государства. С помощью НКО можно было бы существенно оптимизировать и сократить затраты государства по основным видам расходов, подчеркнул он. Поддерживать такие НКО он предложил грантами.  

«Возможно, выйти с инициативой в порядке "пилота" в 2017 году, а потом в порядке правила определить некоторые, пускай скромные, но лимиты финансирования общественных организаций, которые занимаются контролем за государственными расходами и закупками. Если мы будем выделять 0,2–0,5% от объёма закупок на гранты для организаций, которые занимаются контролем и журналистскими расследованиями злоупотреблений в расходах государства, эти расходы станут более прозрачными, мы сэкономим большие деньги для бюджета», — считает Михаил Абызов. 

Он также поддержал предложение спикера Совфеда направлять деньги, изъятые у коррупционеров, на финансирование общественных организаций, специализирующихся на общественном контроле и борьбе с коррупцией.

Источник: Открытое Правительство

Закрыть