Ограничения для начинающих водителей обсудили в формате Открытого правительства
Представители общественности, эксперты и чиновники профильных ведомств обсудили в формате Открытого правительства предложенные МВД изменения в Правила дорожного движения, которые вводят ограничения для начинающих водителей. Участники дискуссии в целом поддержали разработанный ведомством документ и выступили с рядом дополнительных инициатив, среди которых — поэтапная система допуска к участию в дорожном движении, ужесточение санкций за правонарушения, ограничения по мощности транспортных средств. Все поступившие предложения будут обобщены и рассмотрены в течение двух недель, сообщил министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. 

Проект постановления Правительства о внесении изменений в постановление Совета Министров от 23 октября 1993 года разработан МВД по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова. Предлагаемые изменения в ПДД касаются ограничения для начинающих водителей (со стажем менее двух лет) возможности буксировки других транспортных средств и перевозки пассажиров на мототранспорте. Также предлагается запретить начинающим водителям эксплуатировать транспортное средство без опознавательного знака «начинающий водитель» и установить максимально разрешённую скорость для мотоциклов вне населенных пунктов.  

«Наша задача — провести экспертное обсуждение, чтобы потом уже в формате законотворческой работы соответствующие предложения реализовать. То общественное обсуждение, которое мы ранее провели по "опасному вождению" ,и сегодняшнее обсуждение направлены на повышение культуры участников дорожного движения и формирование в обществе нетерпимости к нарушителям. Общественные организации выступают здесь локомотивом. Очень амбициозные планы по сокращению аварийности, смертности и травматизма есть и в рамках реформы государственного контроля и надзора, и я думаю, что мы можем выйти здесь на международные стандарты», — отметил Михаил Абызов.  

Министр подчеркнул, что нужно создать документ, который чётко и одинаково воспринимался бы и контрольно-надзорными инстанциями, и участниками дорожного движения, поэтому особое внимание он попросил уделить корректности формулировок.  

По данным МВД, за 10 месяцев текущего года было совершено 142,4 тыс. ДТП с участием пострадавших — это на 6,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Из них 86,7% совершено по причине нарушения ПДД водителями, 8% ДТП при этом приходится на водителей со стажем меньше 2 лет. Общая тенденция к снижению аварийности присутствует и в отношении молодых водителей, причём она ещё более выраженная: число ДТП снизилось на 18%, погибших — на 27%. Причины ДТП сучастием начинающих водителей — плохая подготовка, некачественный приём квалификационных экзаменов, маленький опыт вождения, в том числе в тяжёлых климатических условиях. 

В дополнение к уже принимаемым мерам нужно вводить некоторые ограничения для молодых водителей, отметил заместитель начальника ГУОБДД МВД Владимир Кузин. При этом от введения скоростных ограничений для начинающих водителей решено было отказаться, чтобы не спровоцировать ухудшение ситуации на дорогах.  

«Большинство российских дорог двухполосные, введение ограничения не будет способствовать выравниванию скоростей в транспортном потоке и будет снижать безопасность дорожного движения в целом. Кроме того, снижение не может быть проконтролировано в автоматическом режиме —выделить в потоке начинающего водителя, который превышает определённую скорость, невозможно», —пояснил представитель МВД.  

По данным социологического исследования, проведённого экспертным центром «Пробок.нет», меры, предложенные в проекте постановления, нашли отклик у 22% водителей. Постановление достаточно выверенное, хотя его можно дополнить, считает руководитель центра Александр Шумский.  

В качестве одной из возможных дополнительных мер Михаил Абызов предложил применять в отношении начинающих водителей более жёсткие санкции за различные нарушения на дорогах, чем в отношении опытных водителей. 

«Для нас особенно важно уже на первом этапе воспитать ответственного и дисциплинированного водителя, в том числе за счёт применения санкций. Нужна совсем другая степень ответственности. Наша практика работы с вами за последние 5 лет показывает: есть высокая санкция — есть снижение ДТП. Важно не только формирование навыков, но и формирование привычек. Мы говорим о дополнительных обязательствах, а не об ограничениях в правах», — сказал министр.  

Сейчас нормы законодательства устанавливают для всех равную ответственность, вопрос внесения соответствующих изменений не рассматривался, отметили в МВД. Михаил Абызов поручил обсудить с юристами правовые основания для ужесточения санкций и рассмотреть международный опыт в этой сфере. 

Что касается международного опыта, то в Германии и Австрии действует длительная процедура допуска к вождению, отметила президент экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Агре. Там на протяжении 2 лет предусмотрена трёхразовая сдача экзамена с постепенным расширением возможностей для управления транспортным средством. 

«В России уже введена обновлённая процедура приёмки экзаменов, они стали жёстче. На следующем этапе было бы правильно ввести поэтапную выдачу прав в зависимости от сложности вождения и подготовки», —считает она. 

Наталья Агре также предложила поработать над дизайном знака «Начинающий водитель», чтобы молодёжь не стеснялась его использовать. А опознавательным знаком для начинающих водителей мотоциклов, по её мнению, могли бы стать жёлтые шлемы. 

Участники обсуждения также затронули тему допуска мотоциклистов на выделенные полосы. Такой эксперимент уже проводился и был признан неудовлетворительным, напомнили в МВД. Михаил Абызов предложил определиться, стоит ли возвращаться ещё раз к этой дискуссии. По его мнению, делегировать вопрос допуска мототранспорта на выделенные полосы нужно на уровень городских администраций. 

Организатор движения «Мотоситезен» Павел Сосков, в свою очередь, выступил за введение ограничений по объёму и мощности мотоцикла для «новичков». 

«Человек получает на 2 года первое водительское удостоверение с ограничением мощности, через 2 года он либо получает нормальные права на 10 лет, либо остаётся с теми же правами, если у него большой шлейф штрафов и много ДТП», — пояснил он.  

Здесь большое значение имеет не только стаж, но и практический опыт управления мотоциклом, поскольку в нашей стране нужно учитывать сезонные факторы, подчеркнул Михаил Абызов. 

Руководитель программы «Главная дорога» на НТВ Илья Скрябин, в свою очередь, предложил ввести подобные ограничения не только для мотоциклов, но и для автомобилей.  

По мнению директора автошколы «Старт» Игоря Белавина, одной из дополнительных мер по повышению безопасности начинающих водителей на дороге могло бы стать снятие ограничений на выезд на автомагистрали для учащихся автошкол. 

«Сейчас учащиеся ездят на скорости 30–50 км/ч, потому что школы находятся в населённых пунктах. Человек, который выходит на экзамен, просит разрешить проехать по автомагистрали, но мы не имеем права. Он получает права, выезжает на магистраль, а там скорость 130 км/ч. Ездить на такой высокой скорости он не умеет», — сказал Игорь Белавин. 

Если от руководства школ есть такой запрос, к нему нужно прислушаться, подчеркнул, в свою очередь, Михаил Абызов.  

«По всем пунктам обсуждения надо взять 2 недели на рассмотрение вопроса, что из прозвучавшего сегодня можно учесть. Отдельно я хочу, чтобы реестр всех предложений, которые сегодня прозвучали, в письменном виде в течение 5 дней был направлен в Аппарат Правительства. В частности, предложения по корректировке формулировок проекта постановления и по дополнениям. Мы с коллегами из МВД посмотрим, что можно применить к данному проекту постановления, а что целесообразно взять на проработку отдельным поручением на следующем этапе», —заключил Михаил Абызов.

Источник: Открытое Правительство

Закрыть