Онлайн-образование ведет к развитию цифрового образования и анализу больших данных

На площадке Аналитического центра прошла проектно-аналитическая сессия по вопросу реализации приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации».

Открывая мероприятие, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Владимир Тимонин напомнил, что приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» («СЦОС в РФ») был утвержден 25 октября 2016 года на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Эксперт отметил, что в рамках проекта выделены функциональные направления, среди которых: создание государственных сервисов и интеграционных решений, нормативно-правовое обеспечение развития онлайн-обучения, создание системы оценки качества онлайн-курсов.

«В век глобального мобильного интернета без цифровых технологий не обойтись», - считает начальник Управления интернет-технологий и обработки данных Аналитического центра Юрий Линьков. Причем нужно следить за постоянным совершенствованием и трансформацией этих технологий, уверен эксперт. «Уже сейчас ведущие позиции на рынке трудоустройства требуют высокого уровня цифровой грамотности, - сказал специалист. - Сегодня ежегодный рост рынка онлайн-образования составляет 27%. В 2016 году более 50 миллионов человек обучались на дистанционных площадках, из них 800 тысяч – россияне». По мнению Линькова, развитие онлайн-образования является условием перехода к сквозным технологиям, а это уже следующий шаг в развитии цифрового образования и анализа больших данных.

«Цель проекта – создать к 2018 году условия для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства, - сообщил разработчик сводного плана приоритетного проекта «СЦОС в РФ» Василий Третьяков. – А также увеличить число обучающихся образовательных организаций, освоивших онлайн-курсы, до 11 миллионов человек к концу 2025 года». В настоящее время, по мнению эксперта, развитию онлайн-обучения мешает низкий уровень доверия к нему. Кроме того, нет единых подходов к оценке качества онлайн-курсов и механизмов, обеспечивающих постоянный рост их качества, считает Третьяков.

«Хотя проект должен охватывать всю систему образования, разработчики уточнили, что пока речь идет только о высшем и частично среднем профессиональном образовании. При декларации цели по формированию условий для повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан результаты проекта сужены до онлайн-курсов, - сообщила эксперт Аналитического центра Инна Каракчиева. – Однако возникли трудности даже с самими понятиями «современная цифровая образовательная среда», «онлайн-курс». Отсутствие нормативно-правового закрепления данной терминологии, разнообразие подходов к индикаторам оценки современности образовательной среды и неоднозначность трактовки «цифровая образовательная среда» ведут не только к рассеиванию усилий, выбору диаметрально противоположных механизмов реализации, но и к подмене системных изменений на краткосрочные изменения».

В рамках дискуссии специалисты также обозначили ряд технических и нормативных проблем. Эксперты отметили отсутствие возможности передавать в электронном виде информацию о результатах обучения в привязке к конкретному студенту. Большая часть платформ онлайн-образования не обеспечивает достоверную оценку результатов обучения. По мнению специалистов, важно создать единый технологический блок хранения информации и ввести электронный документооборот.

Отдельное внимание участники мероприятия уделили обсуждению ресурса «одного окна» - каталога онлайн-курсов и реестра достоверных оценок.

Источник: Аналитический центр при Правительстве РФ



Закрыть