Технологию машинной систематизации обязательных требований апробируют к сентябрю

Минюст и Минкомсвязи совместно с МЧС и Росприроднадзором до 1 сентября проведут апробацию технического решения, которое позволит значительно упростить составление открытых реестров требований, предъявляемых контрольно-надзорными органами к бизнесу. Предполагается, что тексты нормативных актов, содержащих требования, будут проходить семантический анализ с применением технологий машинного обучения. Поручение протестировать этот метод на примере государственного пожарного надзора и надзора в области обращения с отходами поручил проектный комитет приоритетной программы по реформированию контрольно-надзорной деятельности, работу которого курирует министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

Сейчас, по экспертным оценкам, в российском нормативно-правовом поле насчитывается более 2 млн обязательных требований, исполнение которых надзорные органы проверяют у бизнеса. До сих пор ни сами требования, ни содержащие их нормативно-правовые акты не были как-либо систематизированы. Ревизия и актуализация требований — одно из важнейших направлений приоритетной программы по реформированию госконтроля. В рамках программы надзорные ведомства должны опубликовать на своих сайтах открытые реестры обязательных требований, сделав их таким образом доступными для всех предпринимателей. Перечни нормативных актов, которые их содержат, уже размещаются на сайтах контрольно-надзорных органов, однако зачастую найти в них требования «вручную» представляется затруднительным. Технология семантического анализа позволит ускорить и упростить этот процесс.

На повышение прозрачности контрольно-надзорной деятельности будет направлено дальнейшее совершенствование Единого реестра проверок, который работает с июля 2015 года. Проектный комитет утвердил функциональные требования к модернизации ресурса, которые предусматривают полный перевод в электронный формат всех согласований, осуществляемых надзорными органами с Генпрокуратурой. Будет введён электронный паспорт контрольного мероприятия, который должен описывать полный цикл его проведения. Главным принципом работы реестра станет прозрачность и доступность всей содержащейся в нём информации, в том числе в формате открытых данных. Это позволит анализировать информацию из реестра с привлечением экспертного сообщества. На аналитику должна быть «заточена» и ГАС «Управление» — в этой системе необходимо собрать максимально возможный массив данных, которые позволят оценивать эффективность мероприятий с точки зрения расходов и кадровых ресурсов и составлять различные рейтинги.

Контрольно-надзорным органам поручено подготовить предложения о возможности введения единых подходов к оформлению результатов проверок при публикации в едином реестре.

По мнению Михаила Абызова, функционал Единого реестра проверок должен стать более сервисным для предпринимателей.

Он поручил Минкомсвязи и Минэкономразвития до 15 августа обсудить с Общественно-деловым советом реформы и ведущими деловыми объединениями, будет ли востребован подобный онлайн-сервис по самостоятельному выбору даты выездной проверки в «личном кабинете» поднадзорного субъекта.

В едином реестре должна содержаться информация о проверке и органе контроля, который её проводит, о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, в отношении которого она проводится. Обязательной также является публикация отчёта о проверке, принятых мерах по результатам контрольного мероприятия, а также об исполнении или обжаловании результатов проверок. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по внесению информации в реестр должностные лица надзорных органов несут административную ответственность. Закон, предусматривающий такие изменения в КоАП, подписан президентом РФ Владимиром Путиным.

Ещё одно поручение, которое проектный комитет дал контрольно-надзорным органам, — разместить на своих сайтах сводные планы-графики проведения публичных обсуждений правоприменительной практики в регионах на период с июля по сентябрь 2017 года. Ежеквартальные публичные обсуждения итогов контрольно-надзорной деятельности проводятся надзорными органами и их территориальными подразделениями с апреля этого года. Цель — профилактика нарушений и налаживание диалога между проверяющими и проверяемыми. За первый квартал таких мероприятий было проведено более 400.

Аналитическому центру при правительстве РФ совместно с Общественно-деловым советом поручено проанализировать, насколько полно информация об уже проведённых обсуждениях размещается на официальных сайтах надзорных ведомств.


Закрыть