Правительство одобрило законопроект о «народных инспекторах» на дорогах

Видеозаписи нарушений Правил дорожного движения, сделанные гражданами, будут приниматься в качестве официального доказательства правонарушений и станут основанием для штрафов. Соответствующий законопроект был одобрен 5 октября на заседании правительства. Механизм «народного инспектора», как ожидается, заработает уже через год.

«На заседании правительства были одобрены изменения в Кодекс об административных правонарушениях, которые позволят привлекать лиц, нарушивших Правила дорожного движения, к административной ответственности без составления соответствующего административного протокола, на основании данных средств фото- и видеофиксации, которые будут отправлять граждане. Далее законопроект рассмотрит Государственная дума, а после принятия закона правительство приступит к разработке необходимых дополнительных решений», — сообщил министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов по итогам заседания правительства.

Для того чтобы отправить запись с нарушением ПДД, гражданин должен зарегистрироваться на портале государственных услуг, указав, в том числе, свои имя, отчество и фамилию, а на его видеозаписывающем устройстве должно быть установлено специализированное бесплатное программное обеспечение. Это позволит исключить возможность монтажа, которая допускается при обычной съёмке на телефон. Далее запись будет в автоматическом режиме отправляться в ГИБДД с определением геолокации и времени нарушения.

«Для того чтобы "народный инспектор" действительно начал работать, необходимо обеспечить соответствующую инфраструктуру. Во-первых, создать и оттестировать мобильное приложение. Во-вторых, развернуть инфраструктуру портала государственных услуг. Со стороны правительства планируется потратить за 3 года более 2,5 млрд рублей на создание этой инфраструктуры. Но с учётом того, что "народный инспектор" будет, в том числе, помогать собирать штрафы, это частично компенсирует затраты правительства», — сказал Михаил Абызов.

По словам министра, этот механизм будет запущен через год, после соответствующей обкатки. Уже сегодня в пилотных регионах, таких как Москва и Казань, работают подобные инструменты привлечения нарушителей ПДД к ответственности. Опыт этих регионов будет приниматься во внимание, чтобы на федеральном уровне сделать механизм удобным для простых граждан, подчеркнул Михаил Абызов.

Министр отметил, что с начала года в ГИБДД гражданами было направлено более 110 тыс. фотографий и видеороликов с нарушениями ПДД. Культура поведения на дорогах, по мнению Михаила Абызова, значительно улучшается, граждане становятся нетерпимыми к нарушителям. С помощью механизма «народного инспектора», по его словам, можно будет фиксировать основные наиболее опасные нарушения, такие как выезд на встречную полосу движения, проезд на красный свет светофора, непропуск пешеходов на пешеходном переходе, агрессивное вождение, нарушения при пересечении ж/д переездов. В будущем этот список может быть расширен. Обжаловать штрафы можно будет в том же порядке, в котором сейчас обжалуются нарушения, зафиксированные камерами видеонаблюдения.

Возможность выписывания штрафов на основании видеозаписей граждан ранее обсуждалась в формате Открытого правительства, за введение института «народного инспектора» высказывались представители общественности и экспертного сообщества. Эксперты Открытого правительства позитивно восприняли подготовку необходимой для этого законодательной базы и рассчитывают, что этот институт будет востребован участниками дорожного движения.

«Это давно ожидаемое решение. Ещё 5 лет назад были попытки внедрить нечто подобное. На сайте ГИБДД даже есть раздел, который позволяет прислать фотографии нарушений, и по ним иногда принимаются решения. Но до сих пор нужно было обязательно явиться лично и написать заявление. Мы ожидаем, что этот сервис будет очень востребован гражданами, они поймут, что это направлено на защиту их прав», — считает председатель межрегионального общественного движения «Союз пешеходов» Владимир Соколов.

До настоящего момента сервисы, подобные «народному инспектору», работали лишь по небольшому числу нарушений. Теперь же необходимо, чтобы система работала в отношении полного спектра нарушений ПДД, подчёркивает руководитель программы «Главная дорога» Илья Скрябин. Речь идёт не только о случаях неправильной парковки, но также о фактах опасного вождения, выезда на встречную полосу.

«Если всё это будет фиксироваться, то это будет совершенно незаменимая вещь и помощник, в первую очередь для ГАИ. Неважно, сколько человек пришлют видеоролик. Важно, что все будут знать о том, что из соседней машины могут такой ролик прислать. И накажут тебя или нет — это уже дело второе. Сейчас водитель боится инспектора или камеры. Появление возможности, когда из любой машины могут отправить видео с твоим нарушением и по нему будет принято решение, должно начать останавливать людей от нарушений», — считает Илья Скрябин.

Член Экспертного совета при правительстве РФ, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин, в свою очередь, напомнил, что в мире существует богатая традиция использования различных форматов привлечения граждан к выявлению нарушений ПДД.

«Первый существенный рывок в безопасности дорожного движения произошёл, когда началась массовая автомобилизация в США. Школьные патрули активно привлекались к информированию полиции о нарушениях. У нас сейчас враг — инспектор. А в странах, где достигнуты хорошие результаты в области безопасности дорожного движения, абсолютно другое восприятие. Что такое "народный инспектор"? Это констатация того факта, что мы, добропорядочные участники дорожного движения, которых абсолютное большинство, в некотором союзе с должностными лицами, которым поручено за этим следить, образуем сообщество, которое должно отторгнуть недобросовестных участников дорожного движения. Это очень перспективная вещь. Инспектор будет даже не народный, а всенародный», — уверен Михаил Блинкин.

Источник: Открытое Правительство



Закрыть