Повышение открытости РЖД: итоги сотрудничества с Экспертным советом

Взаимодействие РЖД и Открытого правительства, в 2015 году закреплённое официальным планом сотрудничества, принесло значительные результаты и позволило серьёзно повысить эффективность и прозрачность работы компании. Так, экономия при реализации крупных инвестиционных проектов благодаря независимому аудиту составила порядка 20 млрд рублей. Компания активно внедряет стандарты экологической открытости, расширяет закупки у малого и среднего бизнеса и инновационные закупки. Предварительные итоги реализации обновлённого плана совместных действий на 2017-2018 годы обсудили на совещании у министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова.

«РЖД удалось выстроить системную работу с экспертным сообществом. За счёт этого обеспечивается прозрачность инвестиционных расходов, оптимизация технологических решений. Работу по реализации совместного плана мы будем продолжать. Это правильный пример взаимодействия государственной корпорации с независимыми экспертными институтами. В конечном счёте помимо экономии это позволяет обеспечить большую открытость расходов государственных компаний, в том числе проектов, которые поддерживаются государством. Соответственно, возрастает доверие со стороны участников рынка железнодорожных перевозок, а также со стороны простых граждан, которые видят, каким образом в абсолютно прозрачном режиме расходуются деньги на реализацию крупных строек», — отметил Михаил Абызов.

План сотрудничества РЖД и Экспертного совета при правительстве на 2017-2018 годы предусматривает продолжение работы по четырём направлениям, которые фигурировали в предыдущем документе: совершенствование корпоративного управления, закупочной деятельности, повышение эффективности крупных инвестиционных проектов и сопровождение долгосрочной программы развития. Кроме того, в плане появилось новое направление сотрудничества — в сфере природоохранной деятельности.

«Благодаря независимой экспертизе, которая была проведена по основным инвестиционным проектам компании, — это БАМ — Транссиб, Южный транспортный узел — удалось сэкономить порядка 20 млрд рублей», — сообщил Михаил Абызов.

В 2017 году процедуру технологического и ценового аудита (ТЦА) прошли такие крупные проекты, как БАМ — Транссиб, Азово-черноморский железнодорожный узел, ВСМ «Евразия» и Северный широтный ход. Всего за этот год было рассмотрено более 30 заключений по результатам ТЦА, сообщил руководитель рабочей группы по транспорту Экспертного совета Сергей Мальцев. Кроме того, в компании ведётся системная работа по учёту типовых рекомендаций.

Экспертный совет в этом квартале намерен сконцентрироваться на рассмотрении проекта долгосрочной программы развития (ДПР) РЖД до 2025 года. Проект, как заметил Сергей Мальцев, довольно амбициозный: так, на развитие железнодорожной системы до 2025 года предполагается направить 5,7 трлн рублей. Обсуждение ДПР должно происходить в увязке с разработкой целевой модели рынка на период до 2025 года. До конца года ДПР должна быть утверждена советом директоров компании, сообщил вице-президент РЖД Анатолий Мещеряков.

Необходимо зафиксировать принципиальные точки обсуждения программы и площадки, на которых оно пройдёт, подчеркнул Михаил Абызов. Министр выразил опасения, что целевую модель рынка не удастся утвердить до смены нынешнего состава правительства.

«Все участники рынка фиксируют необходимость изменений. Система на сегодняшний день с точки зрения всех её участников не оптимальна. Но свести и предложить модель, которая нашла бы правильный баланс интересов и операторов, и грузоотправителей, и государственной компании, пока не получается. Такая неопределённость не идёт рынку на пользу. Давайте вернёмся к этому вопросу в начале декабря и заслушаем Минтранс, ФАС, Минэкономразвития относительно того, где мы находимся по этой работе», — сказал Михаил Абызов.

Что касается экологической открытости, то в РЖД уже разработан порядок применения положения об экологической открытости. РЖД стала первой госкомпанией, которая адаптировала и приняла этот стандарт, разработанный на площадке Открытого правительства, отметил руководитель рабочей группы по экологии и природопользованию Экспертного совета Рашид Исмаилов. Он подчеркнул, что в документе соблюдён баланс между открытостью компании и её уязвимостью перед недобросовестными «зелёными» организациями.

«В этом году у нас в плане — первая редакция "зелёного стандарта" для объектов инфраструктуры — это, в первую очередь, здания железнодорожных вокзалов. В этом стандарте будут прописаны вопросы, связанные с повышением энергоэффективности, ресурсосбережения и экологической безопасности. Стандарт позволяет снижать расходы при эксплуатации инфраструктуры примерно на 30%», — сообщил эксперт.

Кроме того, готовится первая редакция «Гринбука» — каталога экологически безопасных материалов и технологий. Флагманский проект, который удалось включить в план, — это «зелёный стандарт» высокоскоростной магистрали Москва — Казань.

В части открытости закупочной деятельности компания также демонстрирует положительные результаты. Производственная продукция составляет около 65% в общем объёме закупок, что является одним из самых высоких показателей среди госкомпаний, заметил руководитель профильной рабочей группы Экспертного совета Сергей Фахретдинов. Вся информация о договорах по инновационным закупкам размещается на сайте компании. Так, за первую половину года заключено более 500 договоров на сумму около 90 млрд рублей. Превышение плана по импортозамещению в первом полугодии составило 135%.

«Работа в части закупок у малых и средних предприятий построена в компании хорошо, и это радует. Но нам нужно на будущее видеть, какие элементы стоило бы серьёзно оптимизировать, чтобы поднять резервы. Большая конкуренция даёт нам снижение стоимости. Открытость закупочных процедур для участников рынка обеспечивает длинный горизонт планирования своей деятельности. Они видят, что можно ориентироваться на этого клиента с точки зрения своей долгосрочной стратегии», — отметил Михаил Абызов.

В части внедрения Кодекса корпоративного управления РЖД пока отстаёт от других 12 госкомпаний, реализующих его рекомендации в приоритетном порядке. В соответствующем рейтинге РЖД пока занимает последнюю строчку. Однако руководство компании делает всё необходимое для исправления ситуации.

«РЖД подготовила, согласовала с Экспертным советом и представила в согласующие органы проект изменений в устав и положение о совете директоров. Сейчас эти документы ждут согласования. Когда они будут утверждены, компания серьёзно продвинется в рейтинге внедрения Кодекса корпоративного управления в компаниях с госучастием», — пояснил член Экспертного совета при правительстве Денис Спирин.

Между тем для внесения изменений в устав необходимо выпустить постановление правительства, а для изменения положения о совете директоров нужно распоряжение правительства. Документы на данный момент находятся в Росимуществе и Минэкономразвития. Михаил Абызов поручил этим ведомствам совместно с Минтрансом предоставить отчёт по срокам, в которые работа может быть выполнена. Если она забуксует, проблема будет вынесена на уровень правительства, предупредил министр.

Кроме того, Михаил Абызов предложил Экспертному совету вместе с ЦБ проанализировать, как на сегодняшний день реализованы основные задачи кодекса и какие задачи по корпоративному управлению в компаниях с госучастием стоят на будущее.

«Было бы правильно определить горизонт дальнейшего повышения качества корпоративного управления для будущего состава правительства. Нужно обеспечить здесь правильный переход», — подчеркнул он.

Очередной план совместной работы Экспертного совета и РЖД — на следующий период — должен быть подготовлен к маю 2018 года.

Источник: Открытое Правительство


Закрыть