Государство и бизнес выступают за повышение цифровой грамотности граждан

Необходимо предоставить гражданам информацию обо всех инструментах защиты данных от утечки. К такому выводу пришли участники круглого стола «Данные – новая валюта. Кто выигрывает от утечки данных?», который прошел 8 августа в Аналитическом центре.
                                                                             

И.о. руководителя Аналитического центра Владислав Онищенко подчеркнул, что сегодня государство не может обеспечить защиту персональных данных, но может предоставить способы для самостоятельной защиты.

«Власти уже предприняли целый ряд мер по повышению безопасности в cети - разрешили в финансовой сфере биометрическую идентификацию, при которой система распознает гражданина по сетчатке глаза, голосу и т.д. Например, эксперимент с голосовым определением личности налогоплательщика ранее прошел в Федеральной налоговой службе. Подобные шаги с высокой степенью защиты теперь предпринимают в банках. Это будущее, которое создает государство», – сказал Онищенко.

Директор  по безопасности «Яндекс» Антон Карпов рассказал, что низкий уровень цифровой грамотности в 2013-2014 годах привел к утечке данных миллиона пользователей интернета. «Пользователи должны уметь управлять своими данными и знать, какую информацию собирают о них веб-сервисы. Нужно предоставить им полную информацию обо всех инструментах защиты», – уверен Карпов.

Заместитель руководителя Департамента информационных технологий города Москвы Александр Горбатько обратил внимание на то, что современный человек с развитием интернета живет публичной жизнью. «Данные представляют ценность, которая может быть капитализирована. Однако каждый человек сегодня, пользуясь различными гаджетами, оставляет цифровые следы», – отметил он.

По мнению генерального директора ООО «Новые облачные технологии» Дмитрия Комиссарова, данные с устройств, например, фитнес-трекеров, не попадают под регулирование. «Мы фокусируемся на традиционных данных и не концентрируемся на цифровых. Нужно попытаться забежать вперед, поднять вопрос о цифровых следах, о данных, которые автоматически постятся в облако», – призвал Комисаров.

Директор по связям с госорганами «Алибаба» Сергей Лебедев подчеркнул, что не стоит бояться обмена данными клиентов между компаниями холдинга, так как это необходимо для развития сервисов. «Ни одна уважающая себя компания не хочет утечки данных – это прямые риски. Пользователи и большие данные – это основной актив компаний», – акцентировал он.

Подтвердил эту мысль директор центра управления и развития компетенций по исследованию данных Сбербанка Максим Еременко. «Корпорации воспринимают данные как один из своих ресурсов, и тезис о том, что данные – это новая нефть, находит отражение как минимум в топе 10 рэнкинг-корпораций», – указал Еременко.

Руководитель информационных проектов ПАО «Мегафон» Игорь Калганов в то же время отметил, что попытка государства регулировать данные часто переходит в формальную историю. «Основное, что должно делать государство, – не вводить новые ограничения, а устранить барьеры в нормативных документах», – заявил Калганов.

Представители «Газпромбанка» – начальник центра Департамента анализа данных и моделирования Денис Суржко и начальник Департамента IT-инноваций Екатерина Фроловичева предложили создать единый цифровой профиль клиента и ввести институт омбудсмена, который выступит арбитром между платформами и резидентами.

По итогам круглого стола заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Соколов признал, что от утечки данных не выигрывают законопослушные граждане и компании. «В одном случае в проигрыше владелец операционной системы, который может быть оператором персональных данных, не обеспечить нужный уровень безопасности и допустить утечку информации третьим лицам. Во втором – гражданин, чьи данные стали доступны вопреки его согласию. Победитель – тот, кто в дальнейшем вовлекает их в хозяйственный оборот. В этой части можно ввести определенную упорядоченность действий», – заключил замминистра.

Полная видеозапись мероприятия.

Источник: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации


Закрыть