Методрекомендации по открытости региональной власти будут приняты весной

Методические рекомендации по реализации принципов и механизмов открытости в работе региональных органов власти и местного самоуправления, разработанные Открытым правительством и Высшей школой экономики, будут приняты в течение четырёх месяцев.В них с учётом местной специфики будут детализированы механизмы открытости, отработанные за последние годы на федеральном уровне. Вопросы открытости региональной власти и развития диалога между чиновниками и гражданами на местах обсуждались 12 декабря в Общественной палате Москвы с участием министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова, членов Общественной палаты Москвы, столичного правительства, общественных деятелей, экспертов Высшей школы экономики.

«То, что институты гражданского общества у нас сформированы и становятся активной движущей силой общества, — это факт, не требующий обсуждений. Но механизмы, которые позволят этим институтам максимально эффективно участвовать в принятии государственных решений, пока находятся в стадии становления», — отметила заместитель председателя Общественной палаты Москвы Маргарита Русецкая.

Михаил Абызов напомнил, что для организации взаимодействия федеральных министерств и ведомств с общественными организациями и с гражданским обществом Открытое правительство в 2013 году разработало Стандарт открытости, который затем был принят на уровне правительства РФ. Он включает в себя 10 механизмов открытости, которые направлены на решение трёх главных задач: обеспечение информационной открытости, доступности и понятности действий госорганов, вовлечённости активных экспертов в подготовку государственных решений и развитие функций общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти.

«Для развития аналогичных инструментов на уровне регионов мы подготовили в 2013 году стандарт региональной открытости и стандарт "Открытый муниципалитет". Сегодня, по прошествии 4 лет этой работы, совместно с председателем правительства мы определили, что нам необходимо подготовить более детальные методрекомендации по организации этой работы на уровне регионов. Многим регионам, как оказалось, нужна более технологичная и детальная инструкция к применению. И власть, и общественные структуры готовы двигаться в этом направлении. Страна большая, а культура взаимодействия общества и власти — разная. Надеемся, что в ближайшие 4 месяца мы этот рекомендательный стандарт примем и всем нашим коллегам представим для реализации», — сказал Михаил Абызов.

Методрекомендации станут своеобразным компасом для регионов, в то же время они будут оптимизироваться и дополняться по мере их использования на практике, уточнил министр.

Только культура может создать долгосрочные и успешные институты гражданского общества, считает старший директор по взаимодействию с органами власти Высшей школы экономики Валерия Касамара.

«Прежде всего это культура взаимодействия, это культура уважения. Когда мы говорим про Открытое правительство, то для меня это прежде всего разговор не про инструменты, а про ценности. Открытость должна стать определённой ценностью для нас всех. Это проблема двустороннего движения. У нас есть граждане, которые иногда ведут себя некультурно и безответственно. У нас есть органы власти —федеральные и муниципальные, которые до сих пор не могут этот формат открытости впитать и сделать его для себя определённой нормой», — отметила она.

Для реализации принципов открытости министерствам и ведомствам в регионах рекомендуется размещать информацию о своей деятельности в интернете, обеспечить возможность работы с открытыми данными, представлять в понятном виде нормативно-правовые акты и прочие документы, вовлекать граждан в общественное обсуждение готовящихся решений. Для повышения понятности нормативно-правовых актов регионам предлагается использовать текстовые пояснения, наглядные графические, аудио- и видеоматериалы и интеллектуальные карты. Кроме того, в документе есть конкретные рекомендации, как правильно строить и оформлять пояснительные материалы, чтобы они были максимально понятны для каждого человека. В методрекомендациях предлагается создать механизм интерактивного обсуждения с гражданами концепций проектов нормативных правовых актов в сети Интернет, а при выявлении значительного количества проблем — организовывать дискуссионные клубы, чаты и вебинары. Публичность деятельности общественного совета может поддерживаться созданием при нём специализированной интернет-площадки или интерактивного общественного совета, состоящих из экспертов в различных сферах деятельности, жителей различных регионов и представителей разных социальных слоёв.

Проект методических рекомендаций по поручению председателя правительства пройдёт общественные слушания с привлечением региональных общественных палат, после чего будет вынесен на рассмотрение Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства.

«При подготовке документа были проработаны областные и муниципальные нормативные акты. Это не просто калька с федерального стандарта, а документ, который учитывает особенности субъектов РФ. Рекомендации, которые мы предлагаем, позволят наметить путь развития и движения, чтобы явных разрывов в деятельности органов власти в регионах было как можно меньше», — подчеркнула старший научный сотрудник Высшей школы экономики Наталья Дмитриева.

По мнению Михаила Абызова, Москва достигла передовых результатов в части внедрения механизмов открытости. Таких проектов, как «Активный гражданин» и «Наш город», встране, да и в мире мало. Есть хорошие практики в других субъектах РФ: Татарстане,Туле, Калуге, Красноярске.

Открытость является тем принципом, по которому строится государственное корпоративное управление в Москве, подтвердил заместитель руководителя аппарата мэра и правительства Москвы Евгений Козлов. Он, в частности, отметил конструктивное взаимодействие с Общественной палатой города.

«Благодаря взаимодействию с Общественной палатой города Москвы в этом году мы прошли достаточно острую дискуссионную фазу программы реновации. Общественная палата даёт очень много экспертиз и рекомендаций, а самое главное — понимание того, что происходит в городе. Мы считаем это конструктивным взаимодействием, оно обязательно должно быть в регионах. А вооружив жителейкомфортными и удобными сервисами, мы можем получить бесплатных контролёров, которые помогут нам развиваться. Ведь гражданин –— это главный выгодополучатель», — сказал Евгений Козлов.

Совместно со столичным правительством общественники обсуждали сложные развилки, а результатом стали поправки в законодательство о реновации, подтвердил председателькомиссии по ЖКХ и капремонту Общественной палаты Москвы Александр Козлов.

Важно увидеть, как работают институты взаимодействия граждан и власти во время пиковых нагрузок, как система реагирует на стресс, подчеркнул Михаил Абызов. Власть по итогам должна делать определённые выводы, чтобы сделать институты взаимодействия с обществом более эффективными. Это позволит предугадывать острые ситуации и быстро с ними справляться.

Москва была первым регионом, запустившим портал «Открытый бюджет», на котором в максимально доступной форме было показано, на что идут расходы города и из чего формируются доходы, отметил, в свою очередь, заместитель руководителя департамента финансов Москвы Андрей Семункин. В следующем году планируется запуск новой версии портала, а в этом году запущено мобильное приложение, которое позволяет в ежедневном режиме следить за исполнением бюджета.

«Механизмы, которые Москва нарабатывает первой, нам очень важны, чтобы заложить их в этот стандарт. Мы стараемся в критерии оценки органов власти субъектов закладывать показатели, которые отражали бы качество взаимодействия власти и общества. Второе — это законодательное закрепление взаимодействия общества и власти. У нас есть рамочный закон об общественном контроле, который должен стать фундаментальным. Он пока слишком общий, его надо наполнить большим содержанием, не уходя в механизмы, которые станут ломкими. Нужно найти правильный баланс конкретики и общего формата», — отметил министр.

Михаил Абызов уточнил, что сейчас готовятся изменения и дополнения в закон об общественном контроле, принятый в 2014 году. В нём, в частности, планируется установить более жёсткие правила взаимодействия, чтобы они не игнорировались чиновниками.

Не все члены Общественной палаты Москвы считают, что созданные в регионе и на федеральном уровне инструменты взаимодействия власти и общества работают эффективно. По мнению Анны Федермессер, возглавляющей фонд помощи хосписам«Вера», на федеральном уровне работающих инструментов открытости правительства всего два.

«Это собственно Открытое правительство и Экспертный совет при правительстве, с которым много задач решается: и реформа по контролю и надзору, и сфера паллиативной помощи, и подготовка соответствующего приоритетного проекта. Это действительно работающий инструмент, туда приходят представители федеральных органов власти, которые вынуждены взаимодействовать с экспертами. Второй инструмент — это Совет по попечительству в социальной сфере при правительстве», — пояснила она.

Открытость должна иметь практическое применение, это понятие не может существоватьна уровне абстрактных формулировок, подчеркнул Михаил Абызов.

«Все вопросы, связанные с качеством жизни, вопросы образования и здравоохранения будут нарастать. Люди будут требовать других общественно-государственных отношений в этих сферах. Нам мало создавать ресурсы. Они есть и их надо доводить до ума. Все институты должны быть адекватны тем вызовам, которые перед ними стоят», — отметил он.


Источник: Открытое Правительство