Наука и образование должны обеспечить научно-технологический прорыв

«Именно в сферах науки и образования формируется научно-технологический потенциал страны, развиваются новые идеи, технологии для будущих отраслей, именно здесь ядро четвертой промышленной революции», - заявила эксперт Аналитического центра Инна Каракчиева, выступая на пленарной сессии Всероссийского образовательно-кадрового форума «Траектория развития».

По словам Каракчиевой, национальный проект «Наука» ориентирован на кооперацию, инфраструктурную перестройку, кадровое обновление. Три федеральных проекта задают темп и определяют области преобразований. Так, федеральный проект «Развитие научной и научно-производственной кооперации» - это создание научно-образовательных центров и научных центров мирового уровня на основе кооперации университетов, научных организаций и компаний реального сектора экономики. Именно это должно обеспечить научно-технологический прорыв.

«Федеральный проект «Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в Российской Федерации», пожалуй, самый амбициозный, поскольку направлен на создание сети уникальных установок класса «мегасайенс», обновление приборной базы ведущих институтов, выполняющих научные исследования и разработки, формирование инновационных инжиниринговых центров и цифровой системы управления сервисами научной инфраструктуры», - рассказала эксперт.

Одним из самых обсуждаемых стал федеральный проект «Развитие кадрового потенциала в сфере исследований и разработок». Данный проект ориентирован на формирование целостной системы подготовки и профессионального роста научных и научно-педагогических кадров, но вопрос о разных моделях его реализации остается актуальным.

Каракчиева обозначила барьеры, сдерживающие эффективность реализации национального проекта «Наука». Среди них - дефицит бюджета на увеличение численности исследователей. Требуются также внебюджетные средства для финансирования научных разработок, однако механизмы их привлечения остаются на стадии проработки.

Ликвидация барьеров связана с существенным повышением эффективности бюджетных расходов в сети государственных учреждений науки и высшего образования. При этом механизмами реализации должны стать консолидация науки, синхронизация инструментов поддержки научных исследований и создание единого механизма управления всей наукой гражданского назначения.

Источник: Аналитический центр при Правительстве РФ


Закрыть