На заседании Правительства России обсудили формирование национальной системы управления данными

К.Носков: За последние годы государство вложило много инвестиций в развитие информационных систем. Количество таких систем, массив государственных данных, интенсивность обмена ими постоянно растут. Сегодня в государственных информационных системах, по нашим оценкам, хранится более 80 Пб информации, в течение следующих пяти лет мы ожидаем удвоение этого объёма.

Дмитрий Анатольевич уже говорил, что у нас на сегодняшний день более 800 информационных государственных ресурсов существует. Например, в одном только Едином государственном реестре недвижимости более 300 млн записей. Функционирует уже девять лет система межведомственного электронного взаимодействия, в прошлом году через эту систему прошло более 32 млрд транзакций. Теоретически всё это позволяет нам принимать решения, основанные на данных, но на практике, к сожалению, не всё всегда так радужно.

Сведения, содержащиеся в важнейших государственных ресурсах, зачастую недостоверны, устарели или просто некачественны. Права доступа к информации регулируются отдельными соглашениями и не объединены общими правилами. Мы фактически не обладаем достоверной информацией о составе и структуре этих данных, имеющихся в различных ведомствах. В этих условиях с ростом информационного обмена обостряются, конечно, и технологические проблемы.

Всё это сказывается на качестве и эффективности работы с данными, а значит, создаёт риски для информационной безопасности, мешает принятию обоснованных решений, затрудняет предоставление качественных государственных услуг, о чём мы говорили вчера.

В последнее время эксперты часто называют данные новой нефтью. Так вот, как и традиционной, этой новой нефти у нас тоже много.

Д.Медведев: И она тоже, как и обычная нефть, может быть грязной.

К.Носков: Это правда. Поэтому мы и должны описать, структурировать эти данные, определить правила доступа к ним. Нужно выстроить систему, которая позволила бы и властям, и бизнесу, и, подчеркну, каждому гражданину нашей страны начать добывать эту новую нефть.

Подходы к решению этой проблемы изложены в представленной сегодня к рассмотрению концепции создания и функционирования национальной системы управления данными (НСУД). Она позволит повысить доступность и качество государственных данных, обеспечить их полноту, актуальность, непротиворечивость и связанность.

И конечно, приоритет номер один для нас – это безопасность. Мы должны обеспечить защиту как государственных, так и персональных данных.

НСУД предполагает контроль качества данных, единообразие требований к управлению ими, однократное предоставление государственных данных для их дальнейшего многократного переиспользования.

Кроме того, работа с госданными станет доступной широкому кругу пользователей.

Что представляет собой НСУД в прикладном плане? Нам предстоит определить ключевые, базовые информационные ресурсы, содержащие данные о важнейших сущностях: о человеке, о недвижимом имуществе, о транспортных средствах, о юридических лицах.

Поясню на примере, что я имею в виду. Сегодня конкретный человек в разных информсистемах идентифицируется по-разному. Например, в системе ГИБДД – по номеру водительского удостоверения, как налогоплательщик – по ИНН, для пенсионного учёта – по СНИЛС, во многих системах – по номеру общегражданского паспорта, который ещё и меняется несколько раз за жизнь. И качественно сшить всё это практически нереально. То же самое и с другими базовыми идентификаторами.

Необходимо определиться, в каких информационных системах или ключевых ресурсах будут находиться эталонные данные, и обеспечить провязку  всех других систем с ними. Для этого Минкомсвязь совместно с Аналитическим центром при Правительстве, Минэкономразвития и Минфином проведёт аудит информационных систем госорганов, сформирует план их развития, обеспечит их модернизацию.

Следующая задача, заложенная в концепцию: НСУД должна определить формат хранения информации и данных, структуру и состав данных, кто хранит эталонные данные и кто имеет доступ к ним или к тем или иным данным. Всё вышеперечисленное должно быть реализовано в рамках единой информационной платформы НСУД. Эта информационная система должна стать своего рода ключом к управлению информацией.

Фактически мы строим, говоря техническим языком, MDM-платформу, то есть систему управления эталонными данными. Она в том числе отслеживает факт изменения эталона и сигнализирует другим системам о произошедших корректировках.

Кроме распоряжения об утверждении концепции НСУД сегодня мы рассматриваем проект постановления Правительства о проведении эксперимента по повышению качества связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах. Фактически это своего рода обкатка по созданию большой национальной системы управления данными.

НСУД – это и организационно, и технически очень сложный проект. Поэтому в 2019 году мы с привлечением ключевых ведомств планируем провести эксперимент по пяти направлениям, чтобы подтвердить правильность выбора методологии управления различными данными и протестировать компоненты этой создаваемой единой платформы.

Одно из направлений эксперимента – это формирование федерального регистра избирателей. В настоящее время существует 85 избирательных комиссий субъектов, почти 2,8 тыс. территориальных избирательных комиссий, более 92 тыс. участковых избиркомов. Зарегистрировано 108 миллионов избирателей на территории России, ещё 2 миллиона за её пределами.

Регистр избирателей сегодня ведётся путём физической передачи сведений на машиночитаемых или даже бумажных носителях от нескольких ведомств, после чего они сводятся органами местного самоуправления. На передачу и обобщение сведений отводится до 90 дней. Это обусловлено узким уровнем автоматизации всего процесса, что, конечно, значительно увеличивает сроки обновления данных и административную нагрузку. Результатом эксперимента станет автоматический сбор сведений для федерального регистра избирателей из имеющихся информационных ресурсов.

Другое направление эксперимента – это формирование цифрового профиля гражданина. Он позволит человеку передавать юридически значимую информацию о себе в государственные органы (и даже бизнесу – например, для целей получения ипотечного кредита).

Ещё одно направление – это эксперимент с Федеральной информационной адресной системой, так называемой ФИАС. Сегодня адресная информация содержится в Росреестре, ФНС, частично в Росстате, Росавтодоре, Минюсте, муниципалитетах. В рамках этого эксперимента будет обеспечена актуальность и однозначность адресных сведений.

В рамках следующего направления будут сформированы паспорта муниципальных образований на основе имеющихся информационных ресурсов Росстата, Федерального казначейства, ЦИК и Минэкономразвития. Эксперимент планируется осуществить не менее чем в трёх пилотных регионах.

Наконец, пятым направлением эксперимента станет создание цифровой аналитической платформы для снижения отчётной нагрузки и упрощения процесса сбора статистических данных бизнесом и населением.

В рамках эксперимента планируется сформировать единое информационное пространство сбора статистической отчётности Росстата и Минсельхоза и исключить дублирование собираемой информации. Первые результаты мы планируем получить уже к концу этого года, а весь эксперимент завершить до II квартала 2020 года. По результатам эксперимента мы выйдем с предложениями по уточнению требований к защите информации и по необходимости скорректируем положения концепции о национальной системе управления данными.

Хотел бы сказать, что проделана очень большая работа по подготовке документов, которые мы сегодня рассматриваем. Проекты многократно обсуждались на различных площадках, в том числе с бизнесом, ведущими системными архитекторами. Мы получили согласование более 20 ведомств. На сегодняшний день позиции ведомств и ключевых архитекторов страны согласованы.

Прошу поддержать принятие указанных актов.



Источник: Правительство России


Закрыть