Оценка эффективности налоговых расходов Тульской области за 2019 год Код для вставки
Наименование Показатель
1 Сообщить о некорректных данных Оценка эффективности налоговых расходов Тульской области за 2019 год Оценка эффективности налоговых расходов Тульской области за 2019 год проведена кураторами налоговых расходов в соответствии с положениями постановления правительства Тульской области от 21.10.2019 № 496 «Об утверждении порядка формирования перечня и оценки налоговых расходов Тульской области» и с учетом общих требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 № 796 «Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Оценка эффективности налоговых расходов проведена в отношении следующих видов налогов: - налог на прибыль организаций; - налог на имущество организаций; - транспортный налог; - упрощенная система налогообложения; - патентная система налогообложения. Кураторами налоговых расходов в 2019 году определены следующие органы исполнительной власти Тульской области: - министерство труда и социальной защиты Тульской области; - министерство по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области; - министерство промышленности и науки Тульской области; - министерство транспорта и дорожного хозяйства Тульской области; - министерство внутренней политики и развития местного самоуправления в Тульской области; - министерство экономического развития Тульской области; - министерство сельского хозяйства Тульской области; - комитет Тульской области по предпринимательству и потребительскому рынку; - комитет Тульской области по спорту; - комитет Тульской области по региональной безопасности. Оценка эффективности налоговых расходов осуществлялась по критериям целесообразности и результативности. Критериями целесообразности налоговых расходов являются: - соответствие налоговых расходов Тульской области целям государственных программ (подпрограмм государственных программ) Тульской области и (или) целям социально-экономической политики Тульской области, не относящимся к государственным программам; - востребованность налогоплательщиками предоставленных льгот. Оценка результативности налогового расхода включает оценку вклада льготы в изменение значения показателя (индикатора) достижения цели государственной программы (подпрограммы государственной программы) Тульской области и (или) цели социально-экономической политики Тульской области, не относящейся к государственным программам, а также оценку бюджетной эффективности. Общее количество налоговых расходов, действовавших в 2019 году, составило 57. Все оцененные льготы признаны эффективными. По результатам оценки кураторами сделаны выводы о необходимости сохранения действующих налоговых льгот. Налоговые расходы Тульской области относятся к следующим целевым категориям: социальные, стимулирующие и технические. 1. Социальные налоговые расходы обусловлены необходимостью обеспечения социальной защиты (поддержки) населения. Количество социальных льгот — 25, что составляет 44% от общего количества налоговых льгот, действовавших в 2019 году; установлены по двум видам налогов — транспортный налог и налог на имущество организаций — следующими Законами: - Законом Тульской области № 343-ЗТО «О транспортном налоге»; - Законом Тульской области № 414-ЗТО «О налоге на имущество организаций»; - Законом Тульской области № 73-ЗТО «О льготном налогообложении в 2019 году». Кураторами социальных налоговых расходов являются: - министерство труда и социальной защиты Тульской области; - министерство промышленности и науки Тульской области; - министерство по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области; - министерство транспорта и дорожного хозяйства Тульской области; - министерство внутренней политики и развития местного самоуправления в Тульской области; - комитет Тульской области по спорту. Проведенная оценка целесообразности социальных налоговых льгот показала, что социальные льготы соответствуют целям государственных программ (подпрограмм государственных программ) Тульской области: - «Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Тульской области»; - «Улучшение демографической ситуации и поддержка семей, воспитывающих детей, в Тульской области; - подпрограмм «Развитие промышленного комплекса Тульской области» и «Развитие научной и инновационной деятельности» программы «Развитие промышленности в Тульской области»; - «Информационное общество Тульской области»; - подпрограммы «Развитие пригородного и городского пассажирского транспорта Тульской области» программы «Развитие транспортной системы Тульской области»; - подпрограммы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России в Тульской области» программы «Реализация государственной национальной политики и развитие местного самоуправления в Тульской области»; - «Развитие физической культуры и спорта в Тульской области». Востребованность социальных налоговых расходов оценивалась по фактическому предоставлению. Льготы по транспортному налогу. Освобождение от уплаты транспортного налога таких категорий, как Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, ветераны Великой Отечественной войны, считается востребованным в случае, если хотя бы один налогоплательщик воспользовался льготой. По аналогичному принципу в силу высокой социальной значимости оценена востребованность льготы по освобождению от уплаты транспортного налога категории общественных объединений (организаций) инвалидов и категории учебно-производственных и социально-реабилитационных организаций Всероссийского общества глухих и Всероссийского общества слепых. Для других категорий (например, ветераны боевых действий, инвалиды, члены многодетных семей, «чернобыльцы») востребованность плательщиками предоставленных льгот характеризуется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на льготу, и общей численности плательщиков. В 2019 году указанной льготой воспользовались 6,5 тыс. человек или 47,1% ветеранов боевых действий, 18,5 тыс. человек или 13,8% инвалидов, 128,5 тыс. человек или 38,6% «чернобыльцев», 3,4 тыс. человек или 23,7% родителей из многодетных семей. Сумма льгот по транспортному налогу составила 398,4 млн рублей. Льготы по налогу на имущество организаций. Льготой в виде освобождения от уплаты налога на имущество организаций в 2019 году воспользовались 74 религиозные организации, а также по одной организации, относящейся к категории: организаций, производящих музыкальные инструменты; организаций федеральной почтовой связи; организаций железнодорожного транспорта в отношении имущества, используемого для организации работы детских железных дорог и проведения профессионально-ориентационной работы среди молодежи; организаций, проводящих спортивные мероприятия в закрытых помещениях на искусственном льду, при условии предоставления спортивных сооружений на безвозмездной основе для занятий спортсменов-инвалидов — членов спортивных сборных команд Тульской области; образовательных организаций высшего образования, осуществляющих подготовку кадров со средним профессиональным и высшим образованием для организаций оборонно-промышленного комплекса Тульской области. Сумма льгот по налогу на имущество организаций составила 36,9 млн рублей. Общая сумма социальных налоговых льгот в 2019 году составила 435,3 млн рублей. По итогам оценки социальных налоговых расходов, проведенной кураторами налоговых расходов Тульской области, все льготы соответствуют целям государственных программ (подпрограмм государственных программ) Тульской области и являются востребованными; применение альтернативных механизмов достижения целей государственных программ (в т.ч. субсидий, государственных гарантий, совершенствование нормативного регулирования) не представляется возможным. 2. Стимулирующие налоговые расходы нацелены на стимулирование экономической активности субъектов предпринимательской деятельности, привлечения инвестиций в экономику региона и последующее увеличение доходов бюджета Тульской области. Кроме того, стимулирующие налоговые льготы являются одним из элементов эффективного действия институтов развития территорий — ОЭЗ, ТОСЭР, СПИК, индустриальные парки. Количество стимулирующих налоговых расходов — 29, или 51% от общего числа льгот, действовавших в 2019 году; установлены по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций, транспортному налогу, упрощенной системе налогообложения и патентной системе налогообложения. Кураторами стимулирующих налоговых расходов являются: - министерство экономического развития Тульской области; - министерство промышленности и науки Тульской области; - министерство сельского хозяйства Тульской области; - комитет Тульской области по предпринимательству и потребительскому рынку. Стимулирующие налоговые льготы оказывают влияние на достижение целей следующих государственных программ (подпрограмм государственных программ) Тульской области: - «Улучшение инвестиционного климата в Тульской области»; - подпрограммы «Развитие промышленного комплекса Тульской области» программы «Развитие промышленности Тульской области»; - «Развитие малого и среднего предпринимательства в Тульской области»; - подпрограммы «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» программы «Развитие сельского хозяйства Тульской области». Востребованность льгот оценивалась по фактическому предоставлению. 2.1. Налоговые расходы, направленные на стимулирование инвестиционной активности. Для развития инвестиционной деятельности на территории Тульской области, а также для поддержки резидентов индустриальных парков, применяются льготы по налогу на имущество организаций и налогу на прибыль организаций в соответствии с Законом Тульской области № 1390-ЗТО «О льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений на территории Тульской области». В 2019 году указанными налоговыми льготами региональные организации воспользовались на общую сумму 605,0 млн рублей. При этом сумма налогов, поступивших в консолидированный бюджет Тульской области от налогоплательщиков, заявивших льготу по налогу на имущество организаций и налогу на прибыль организаций при осуществлении инвестиционной деятельности, составила 5 790,3 млн рублей. Поддержка резидентов особой экономической зоны (ОЭЗ) осуществляется посредством предоставления льгот по налогу на прибыль организаций и транспортному налогу в соответствии с Законом Тульской области № 56-ЗТО «Об установлении пониженной ставки налога на прибыль организаций для организаций — резидентов особой экономической зоны на территории Тульской области и о внесении изменения в статью 8 Закона Тульской области «О транспортном налоге» и Законом Тульской области № 343-ЗТО «О транспортном налоге». В 2019 году налоговыми льготами по налогу на прибыль организаций и транспортному налогу воспользовались 14 резидентов ОЭЗ «Узловая». Сумма налоговых льгот, предоставленных налогоплательщикам — резидентам ОЭЗ, составила 4,2 млн рублей. При этом сумма налогов, поступивших в консолидированный бюджет Тульской области от налогоплательщиков, заявивших льготу, составила 46,6 млн рублей. В качестве мер налоговой поддержки налогоплательщиков — резидентов территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) определены льготы по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций в соответствии с Законом Тульской области № 103-ЗТО «О льготном налогообложении налогоплательщиков — резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, созданных на территории Тульской области». По итогам 2019 года льготами воспользовались 8 резидентов ТОСЭР, сумма льготы по налогу на имущество организаций составила 1,2 млн рублей. Льгота по налогу на прибыль организаций в отчетном периоде не предоставлялась. Поддержка инвесторов — участников специальных инвестиционных контрактов (СПИК) осуществляется в соответствии с Законом Тульской области № 33-ЗТО «О льготном налогообложении налогоплательщиков — участников специальных инвестиционных контрактов». Льготы предусмотрены по налогу на прибыль организации и налогу на имущество организации. В 2019 году действовали 3 СПИКа, 2 из которых регионального уровня и 1 федерального уровня. Объем инвестиций по этим СПИКам составляет 17 720,0 млн рублей, планируется создание новых рабочих мест — 1 919 единиц. В 2019 году сумма налоговых льгот для участников СПИК составила 485,6 млн рублей. Сумма налогов, поступивших в консолидированный бюджет Тульской области от налогоплательщиков — участников СПИК, составила 225,4 млн рублей. Общая сумма стимулирующих налоговых льгот, направленных на поддержку инвестиционной деятельности, в 2019 году составила 1 096,0 млн рублей. По итогам оценки, проведенной кураторами, налоговые расходы соответствуют целям государственных программ (подпрограмм государственных программ) Тульской области и являются востребованными. Налоговые расходы, направленные на стимулирование инвестиционной деятельности в Тульской области, оказывают значительное влияние на достижение показателей «объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования» и «общий объем инвестиций в рамках реализации инвестиционных проектов». Перераспределение высвободившихся в результате предоставления налоговых льгот денежных средств позволяет организациям направлять эти средства на реализацию новых инвестиционных проектов, создание новых рабочих мест, расширение и модернизацию производства и увеличение объемов выпуска продукции. 2.2. Налоговые расходы, направленные на поддержку и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства. В качестве мер стимулирования субъектов малого и среднего предпринимательства применяются налоговые льготы по налогу на имущество организаций, налогам при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения, установленные Законом Тульской области № 414-ЗТО «О налоге на имущество организаций», Законом Тульской области № 80-ЗТО «Об установлении налоговых ставок при применении упрощенной системы налогообложения» и Законом Тульской области № 2293-ЗТО «Об установлении налоговых ставок для отдельных категорий налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей». По итогам 2019 года такую меру поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся плательщиками УСН или ЕНВД, как налоговый вычет по налогу на имущество организаций в размере стоимости от 100 до 500 кв. метров площади объектов недвижимого имущества, включенных в перечень объектов коммерческой недвижимости, налоговая база для которых рассчитывается от кадастровой стоимости этих объектов, применили 29 предпринимателей, сумма льготы составила 2,5 млн рублей. Еще одной мерой поддержки для плательщиков УСН, осуществляющих предпринимательскую деятельность в приоритетных для региона сферах, а также впервые зарегистрированных организаций и индивидуальных предпринимателей, является снижение ставки налога. В 2019 году 254 организации и индивидуальных предпринимателя из приоритетных сфер деятельности воспользовались пониженными ставками в размере 3% (объект налогообложения «доходы») и 7% (объект налогообложения «доходы минус расходы»), сумма налоговых льгот составила 153,6 млн рублей. Вместе с тем, поступления УСН от этих налогоплательщиков составили 117,4 млн рублей. Пониженными ставками УСН в размере от 1% до 10% (в зависимости от осуществляемой предпринимательской деятельности и объекта налогообложения) для впервые зарегистрированных организаций и индивидуальных предпринимателей воспользовались 743 налогоплательщика. Сумма льгот составила 226,9 млн рублей. Сумма поступлений УСН от этих налогоплательщиков составляет 76,8 млн рублей. Для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в социальной, производственной, научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению и услуг по предоставлению мест для временного проживания, установлены нулевые ставки УСН и патента. Указанной мерой поддержки воспользовались 210 плательщиков УСН и 199 плательщиков ПСН. Сумма налоговой поддержки составила, соответственно, 82,9 млн рублей и 0,5 млн рублей. Сумма налогов, поступивших от этих индивидуальных предпринимателей, в 2019 году составила 16,4 млн рублей. Общая сумма стимулирующих налоговых льгот для субъектов МСП в 2019 году составила 466,4 млн рублей. По итогам оценки, проведенной куратором, налоговые расходы, направленные на стимулирование развития СМСП, соответствуют цели государственной программы Тульской области и являются востребованными. Налоговые расходы, направленные на стимулирование деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, оказывают существенное воздействие на показатель «численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей» и позволяют создавать новые рабочие места и вовлекать население Тульской области в предпринимательскую деятельность, обеспечивать занятость населения региона. Более эффективные альтернативные механизмы достижения целей государственной программы Тульской области отсутствуют. Общая сумма стимулирующих налоговых льгот в 2019 году составила 1 562,4 млн рублей. 3. Технические налоговые расходы нацелены на уменьшение расходов налогоплательщиков, воспользовавшихся льготами, финансовое обеспечение которых осуществляется в полном объеме или частично за счет бюджетных средств. Количество технических налоговых расходов — 3, или 5% от общего числа льгот, действовавших в 2019 году; установлены по транспортному налогу в соответствии с Законом Тульской области № 343-ЗТО «О транспортном налоге» для категорий: предприятий уголовно-исполнительной системы; организаций, имеющих в своем составе профессиональные аварийно-спасательные службы и профессиональный аварийно-спасательные формирования, по транспортным средствам, входящим в состав данных служб и формирований; по налогу на имущество организаций в соответствии с Законом Тульской области № 414-ЗТО «О налоге на имущество организаций» для категории организаций, имеющих в своем составе профессиональные аварийно-спасательные службы и профессиональный аварийно-спасательные формирования, - в отношении имущества, используемого профессиональными аварийно-спасательными службами и профессиональными аварийно-спасательными формированиями для осуществления возложенных на них функций. Куратором технических налоговых расходов является комитет Тульской области по региональной безопасности. Налоговые расходы оказывают косвенное влияние на достижение цели государственной программы Тульской области «Защита населения и территорий Тульской области от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах». Востребованность льготы оценивается по фактическому предоставлению. Налоговая льгота позволяет направить дополнительные средства на улучшение материально-технической базы и повышение квалификации специалистов. Льготой по транспортному налогу воспользовались в 2019 году 14 организаций, относящихся к указанным категориям. Сумма льгот составила 1,7 млн рублей. Льготой по налогу на имущество организаций воспользовались 2 налогоплательщика. Сумма льгот составила 6,5 млн рублей. Общая сумма технических налоговых расходов составила 8,2 млн рублей. Куратор налоговых расходов оценивает данные льготы как соответствующие критериям целесообразности и результативности и являющиеся востребованными и эффективными. Более эффективные альтернативные механизмы достижения цели государственной программы Тульской области отсутствуют. Общая сумма налоговых расходов Тульской области в 2019 году составила порядка 2 006,0 млн рублей. Оценка налоговых расходов сформирована министерством экономического развития Тульской области на основании анализа налоговых льгот и выводов, представленных кураторами налоговых расходов. Все налоговые расходы по итогам 2019 года признаны эффективными. По результатам оценки кураторами сделаны выводы о необходимости сохранения действующих налоговых льгот.

Закрыть